Разбираем стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Нужно сделать разбор стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугой парус».

О. Мандельштам написал лирическую элегию «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», в которой использовал античную культуру для обсуждения философской и моральной темы любви. Это стихотворение изучают в 11 классе. Ниже представлен краткий анализ данной работы.

Краткий анализ

 

[info-box type=»blue»]

Бессонница. Гомер. Тугие паруса

Бессоница, Гомер, тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи –
На головаx царей божественная пена –
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи?

И море, и Гомер — все движимо любовью.
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.

‹Август› 1915

[/info-box]

Произведение было создано в 1915 году, когда поэт находился в Коктебеле. Впервые оно было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» в 1916 году. Стихотворение посвящено Троянской войне и силе любви.

Композиция стихотворения представляет собой монолог-раздумье над заявленными темами. Оно делится на три части: рассказ о бессоннице, которая заставила обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам» и размышления о любви. Жанр произведения — элегия.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с кольцевой рифмовкой АВВА. В тексте используются метафоры, такие как «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью» и «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью». Есть также эпитеты, такие как «тугие паруса», «божественная пена» и «море чёрное». В стихотворении есть сравнение: «как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения, но не окончил университет и не получил диплом. Однако, этот период жизни оставил отпечаток в его творчестве. В полном объеме студенты-филологи изучали «Илиаду», а чтение списка кораблей считалось проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел отражение в стихотворении Мандельштама.

Еще будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии, и его творения заметили старшие братья по перу. В 1915 году, молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина, где и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил обломок старинного судна, которое он увидел в Коктебеле.

Таким образом, Осип Мандельштам не только был студентом, но и поэтом, чье творчество было замечено еще в юности. Его стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» было создано в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле, а вдохновением для написания стал обломок старинного судна. Все эти факты оставили след в творчестве Мандельштама и являются важными моментами его биографии.

Тема

Творчество поэтов различных эпох было неизбежно под влиянием античной литературой. Одним из таких поэтов был Мандельштам, который использовал её, чтобы раскрыть вечную философскую тему любви. В его стихотворении центром внимания стала Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица, что позволяет читателю понаблюдать за ходом мыслей лирического героя. В первой строфе герой признается, что не мог заснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошёл до середины, но далее этот процесс был прерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В последнем катрене первой строфы автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против ещё поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы. Таким образом, античная литература не только повлияла на творчество О. Мандельштама, но и помогла ему раскрыть вечную тему любви в своих стихах.

Композиция

Данное стихотворение представляет собой монолог-раздумье лирического героя, который делится на три части. В первой части герой рассказывает о своей бессоннице, которая заставила его обратиться к Гомеру. Во второй части герой обращается к «ахейским мужам», тем самым призывая их к действию. В третьей части герой размышляет о любви и выражает свои чувства.

Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста. Каждый катрен состоит из четырех строк, а стихотворный размер — шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ, что придает произведению особую мелодичность и гармонию.

Таким образом, данное стихотворение является прекрасным примером классической поэзии, где автор использует различные литературные приемы, чтобы передать свои мысли и чувства. Оно наполнено глубокими эмоциями, которые способны перенести читателя в мир лирики и поэзии.

Жанр

Автор данного стихотворения выбрал для своих размышлений жанр элегии, который позволяет ему выразить свои философские мысли. В этих строках мы видим, как автор глубоко задумывается над какой-то существенной проблемой, которая занимает его ум и сердце. Он выражает свои мысли в тонкой и изящной форме, используя прекрасный язык и метафоры, чтобы передать свои эмоции и чувства. Все это делает стихотворение уникальным и неповторимым, а его содержание заставляет нас задуматься над важными вопросами жизни и смысле нашего существования.

Средства выразительности

Мандельштам в своем тексте использует различные средства выразительности, чтобы подчеркнуть свое отношение к поставленной проблеме. Она использует метафоры, которые помогают описать ее мысли более образно и ярко. Например, в тексте можно найти метафоры, такие как «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Мандельштам также использует эпитеты, чтобы описать объекты и явления более точно и подробно. Например, она использует такие эпитеты, как «тугие паруса», «божественная пена», «море чёрное». Они помогают создать более яркое и точное представление о том, что она описывает.

В тексте также можно найти сравнения, которые помогают сравнить два объекта или явления, чтобы описать их более точно.  Мандельштам использует сравнение «как журавлиный клин… куда плывёте вы», чтобы описать движение объектов.

В целом, использование различных средств выразительности в тексте Мандельштам помогает создать более яркое и точное описание объектов и явлений, а также выразить свое отношение к поставленной проблеме.

А в этот самый момент большинство посетителей сайта переходят на страницу: Задание по русскому языку ВПР

Оцените статью
Добавить комментарий